Козловой кран: критерии выбора
Козловой кран: критерии выбора
Содержание
.jpg)
Козловые краны относятся к классу мостовой грузоподъемной техники, незаменимой на участках, где происходит монтаж, ремонт, обслуживание всевозможных габаритных конструкций: от строительных элементов до заводского оборудования. Традиционно их используют на открытой местности. Свое название эти установки получили благодаря визуальному сходству с одноименными животными.
Краны имеют вертикальные опоры, именуемые ногами, и горизонтальный мост-ригель, расположенный сверху. По мосту свободно перемещается так называемая грузовая тележка, с закрепленными на ней дополнительными устройствами: крюком, магнитом, траверсом (конкретный элемент выбирается в зависимости от характера перемещаемого груза).
Параллельно с движением тележки, опоры конструкции также способны перемещаться по рельсам за счет специальных платформ. Дополнительно система снабжена узлами, с помощью которых можно перемещать/поднимать грузы, а также системой управления краном. Ввиду такого устройства конструкций козлового типа, они отличаются намного большей мобильностью, чем их ближайшие родственники – мостовые краны подпотолочной установки.
.jpg)
Конструктивные особенности
- Пролетная часть козлового крана выложена металлическими фермами. Она может выполняться из 1 или 2 балок с ферменным либо трубчатым сечением. При небольших нагрузках достаточно одной балки, если же требуется значительная грузоподъемность – потребуется 2 балки.
- Грузовые тележки конструкции обеспечивают перемещение грузов в нужных плоскостях, на различные расстояния. Тележки могут быть самоходными (взаимодействуют с направляющими), двух- и монорельсовыми, канатными (передвигаются по канату).
- Опоры изделия могут иметь одну или две стойки (в зависимости от максимальной грузоподъемности сооружения). В случае с двухстоечными решениями их дополняют также особой жесткой стяжкой, фиксируемой в нижней части конструкции.
- Механизмы козловых кранов, напрямую взаимодействующие с грузом, могут крепиться как к мостовым тележкам, так и непосредственно к ригелю.
- За передвижение опор ответственны балансирные или одноколесные приспособления, запитываемые от электродвигателей и объединенные соответствующим образом с платформами.
- Лебедка работает благодаря наличию нарезного барабана или специального шкива.
- Управление краном может осуществляться за счет дистанционного пульта, системы проводов, радиоуправления. Также допустим вариант, когда системой руководит оператор, находящийся в специальной кабине.
Преимущества козловых кранов
Помимо вышеупомянутой мобильности козловидных конструкций и их способности перемещать грузы в любой плоскости данные сооружения имеют множество других достоинств, делающих их зачастую единственным эффективным вариантом оснащения погрузочных площадок, складов, ЖД-станций, заводов.
.jpg)
Козловые краны демонстрируют такие преимущества:
- неплохая грузоподъемность: от 5 тонн в минимальной комплектации до 1000 тонн (специсполнение);
- эксплуатационная универсальность: способны работать под открытым небом, при любых температурах и погоде, без деформаций и потери продуктивности;
- отличная скорость работы (в среднем, кран способен перемещаться на 30 метров в минуту);
- высокая прочность наряду с длительным сроком службы;
- малотребовательность: не обязательно монтировать специальную площадку, достаточно установить систему на любой открытой и ровной поверхности;
- хорошая подъемная высота (обычно – до 10 метров);
- разнообразие вариантов управления, что позволяет оператору выбрать наиболее подходящее для конкретного объекта решение.
Практика показывает, что при необходимости оснащения предприятия механизмом, который выполнял бы высотную работу с различными грузами под открытым небом, козловое оборудование представляет собой один из лучших вариантов, имеющихся на сегодняшний день на рынке.
Разновидности козловых кранов
В настоящее время существует несколько различных классификаций козловых установок в зависимости от их исполнения и комплектации. Наиболее популярны следующие из них:
- По назначению конструкций выделяют системы общего использования, специальные и строительно-монтажные. Конструкции общего формата имеют крюковые механизмы и обычно не слишком производительны, их грузоподъемность редко превышает отметку в 32 тонны, зато с их помощью часто разгружают транспорт. Монтажное оборудование демонстрирует отличные параметры работы: грузоподъемность их составляет до 400 тонн, длина пролета – до 80 метров, высота – до 30 метров. Преимущество козловых кранов специального назначения заключается в их способности обслуживать сложные объекты: судостроительные заводы, контейнерные терминалы, гидротехнические системы. Они имеют подвески, минимизирующие эффект раскачивания груза, а также часто оснащены парой подъемных механизмов, способных работать параллельно.
- По принципу управления, выделяют сооружения с ручным и электрическим приводом. Системы, приводимые в действие в ручном порядке, имеют не слишком большую грузоподъемность: до 20 тонн, в то время как электрооборудование имеет более широкую сферу применения за счет высокой скорости выполнения команд и способности обслуживать грузы до 50 тонн.
- По количеству пролетных балок выделяют одно- и двухбалочные системы. Первые менее мощные, рассчитаны на работу с небольшими грузами, вторые характеризуются повышенной грузоподъемностью, могут обслуживать сложные объекты с большим объемом работ.
Применение козловых кранов
Крановое оборудование козлового формата широко используется повсюду, где имеется необходимость на стационарной основе поднимать грузы, выполнять монтажные работы, ремонтировать габаритные конструкции, разгружать колесную технику и т.д.
Козловые краны максимально уместны на таких объектах:
- в морских и речных портах;
- на заводах, занимающихся производством железно-бетонных изделий;
- при гидротехнических сооружениях (плотины, ГЭС), требующих соответствующего обслуживания;
- на лесопилках, лесозаготовительных участках;
- в составе контейнерных станций;
- на стройплощадках разной категории сложности;
- в железнодорожных депо;
- на территории крупных складских помещений (преимущественно, открытого типа).
Столь широкое применение данные конструкции получили благодаря своей функциональности, надежности и доступности. На многих современных предприятиях оказывается дешевле поставить козловое оборудование, чем гусеничный кран или башенную установку.
Специфика монтажа оборудования
Процесс сборки крана на объекте, где ему предстоит эксплуатироваться, должен выполняться с использованием специализированной техники, например – стреловых кранов. Это достаточно сложное и многоэтапное мероприятие, занимающее немало времени.
.jpg)
Предварительно всегда собираются опоры и ригеля, которые после поднимают вверх и соединяют воедино. Специфика монтажа на этом этапе диктуется принадлежностью конструкции к числу самомонтирующихся или несамомонтирующихся. Проще всего работать с первой разновидностью изделий.
- В ходе установки самомонтирующегося модуля, ригель опускают на заранее выстроенные шпальные клетки (примерно на уровне подкранового маршрута). Далее к детали присоединяют опорные ноги, выставляя их движущиеся элементы прямо на рельсовый путь. Затем все пары ног-опор попеременно связывают с использованием троса-полипласта и, применяя лебедку, крепящуюся на одной из ног, притягивают их в нужное положение. Чем выше монтируемые козловые краны, тем проблематичнее их собирать: потребуются габаритные клетки, использование мощных стреловых кранов. Упростить процедуру можно за счет ног-конструкторов, которые изменяют свой рост с незначительного на большой всего в течение нескольких минут.
- Имея дело с несамоподъемными конструкциями, сборщики вынуждены выбирать одну из нескольких доступных схем монтажа: задействовать металлические рамы, полиспасты, монтажные мачты или длинностреловые краны максимально большой грузоподъемности.
Алгоритм стандартного монтажа козловых кранов выглядит следующим образом:
- все узлы будущей конструкции подаются на монтажную площадку, где выполняется их тотальная ревизия;
- в первую очередь ставятся монтажные мачты, затем собираются опорные ноги;
- на подкрановых путях фиксируются соответствующие ходовые тележки;
- последовательно соединяются элементы моста;
- монтируются средства передвижения как на каждой из опор, так и на самом ригеле;
- к мосту подсоединяются комплектные грузовые тележки;
- полностью укомплектованные опорные ноги закрепляются на своих постоянных местах;
- происходит аккуратный подъем моста вверх с подкаткой под него опорных модулей и последующим объединением данных деталей в одну систему;
- производятся электромонтажные мероприятия;
- выполняется запасовка канатов с последующей проверкой функциональности рабочих механизмов;
- в самом конце монтажа проводится пусконаладка и сдача конструкции в эксплуатацию.
.jpg)
Учитывая сложность вышеперечисленных работ и необходимость задействования габаритной строительной, высотной техники в ходе установки козлового крана, доверять подобные монтажные манипуляции стоит исключительно специализированным организациям, предоставляющим такую услугу.